Музей

Живое слово

Татарская литература... Какие образы - только честно! - возникают сегодня в сознании наших современников, когда они слышат это словосочетание? Толстые книжки, изданные преимущественно в советское время, и пылящиеся на полках редких библиотек? Несколько строчек в учебнике по истории Татарстана? Пантеон великих имен, тех самых, из учебника, выбитых на надгробных плитах на Татарском кладбище? Пафосные слова чиновников на однотипных юбилейных вечерах? Сухие доклады исследователей на скучных конференциях, интересные только самым авторам, да и то - лишь ради строчки в списке собственных публикаций? Или все-таки одухотворённое, живое Слово?

Если Слово, то чье оно? Тукая ли, Джалиля, плеяды писателей середины двадцатого (золотого!) века, современных литераторов? Для кого звучит это Слово? Кто читает сегодня книжки? Где их берут, ведь большинство произведений (во всяком случае, прозаических), составлявших некогда славу татарской литературы, не переиздавалось уже многие годы, а библиотечная система находится в упадке? Откуда узнают новые имена (и, главное, работы!), когда литературной периодики в республике почти нет, а та, что есть, имеет ничтожные тиражи? Кто знает в лицо нынешних классиков? Есть ли они вообще?


Безусловно, не всё так плохо, ведь существует, к примеру, татарский театр, где зритель имеет возможность знакомиться с произведениями местных (и прочих, но речь не о них) драматургов, или проходят (и едва ли не каждый день!)  многочисленные литературные вечера, заседания ЛИТО, творческие встречи... Всё так, но давайте будем объективны - аудитория, плавно перетекающая с одного подобного мероприятия на другое, давно сложилась, там почти не бывает новых людей. Да, все они - верные ценители искусства, литературы, музыки, но сколько их, вместе взятых? Пятьсот человек, тысяча, от силы пять? А что же остальные жители республики? Почему ещё четверть века назад почти все наши сограждане (а не только узкая группа причастных!) - действительно интересовались происходящим на литературном фронте, читали, обсуждали прочитанное в ходе читательских конференций, писали авторам письма, считали за честь быть знакомыми с ними? Почему в те годы книги татарских писателей расходились стотысячными (а некоторые - и миллионными!) тиражами, а сегодня количество изданных экземпляров редко превышает несколько тысяч?
Повлияло на это многое. И смена политического строя (и вообще - смена всего вокруг), и смещение приоритетов с духовных на материальные, и развитие Интернета, и десятки телевизионных каналов вместо центральных двух, и общее ускорение ритма жизни, и ослабление государственной поддержки, и тотальное снижение уровня грамотности, и многое другое.
Совокупность этих причин привела к разрыву между писателем и читателем, к тому, что нынешние литераторы зачастую "варятся в своем котле", не имея обратной связи, не зная, находят ли их произведения отклик у кого-то, кроме коллег по цеху, по старинке ревностно следящих за успехами собратьев. Что уж говорить про книги писателей, творивших в ХХ веке - целое поколение наших сограждан выросло, не взял в руки ни одно из их произведений.


Молодежь почти не знает ни имен татарских классиков, ни тех книг, что они написали, ну уж тем более их персонажей.  Так, на вопрос, о том, каких героев литературных произведений, созданных татарскими писателями в ХХ веке, вы знаете, пользователи социальной сети Facebook в большинстве своем ответили: "Шурале"! Назвали Гульшагиду и Мансура (героев романа Абдурахмана Абсалямова "Белые цветы"), Газинура из одноименного романа этого же автора, старика Альмандара из деревни Альдермыш (легендарный образ, созданный Туфаном Миннуллиным), Галию из "Неотосланных писем" Кутуя. И на этом - всё!
Да что там молодежь, зачастую и люди старшего поколения, напрямую не связанные с изучением или преподаванием гуманитарных дисциплин, имеют лишь поверхностное знакомство с национальной классикой. Многие называют фамилии писателей, но похвастаться доскональным знанием их творчества могут лишь единицы.

И всё же, констатируя упадок интереса к литературному процессу вообще и к татарской литературе в частности, мы можем заявить: в наших силах, в силах музея возродить этот интерес, как бы громко и высокопарно это ни звучало. Скажем больше - это не просто наша возможность, это - священная обязанность. Это то, о чем говорил народный писатель РТ Гариф Ахунов, и лучше не скажешь: «Сегодня с нами нет наших учителей: Кави Наджми, Аделя Кутуя, Хади Такташа, Мусы Джалиля, Фатиха Карима, Мирсая Амира, Ибрагима Гази, Шайхи Маннура, Гази Кашшафа. Ушёл из жизни и сын великой Отчизны, пламенный патриот Абдурахман Абсалямов. Они были нашей честью и совестью, солью нашей земли, правдой её и откровением – они, истинные сыны татарского народа. Нравственная сила, заключённая в них, всегда находила своё отражение и утверждение в созданных ими образах. И если мы стремимся к тому, чтобы эта высокая нравственная сила не оскудела в потомках, если мы хотим, чтобы прекрасные качества, переполнявшие наших учителей, воплотились во всей нашей молодёжи, нашей священной обязанностью должна стать неустанная пропаганда их творчества, чтобы и потомки наших потомков ясно слышали их одухотворённое слово. И только тогда мы сможем с чистой совестью утверждать, что с честью и любовью выполнили свой долг перед нашими старшими братьями, перед славными сыновьями Отчизны, перед её верными солдатами».


Именно эта высокая задача - сохранение и наглядная демонстрация, неустанная пропаганда творчества наших писателей, воспитание на их примере всех последующих поколений и придание им стимула к созданию новых замечательных произведений, стоит сегодня перед создающимся Музеем истории татарской литературы. И нужно создавать не просто музей, а музей вкупе с Центром татарской литературы, местом, где расположатся библиотека, медиатека, видео- и фотоархив, где постоянно, а не от случая к случаю, будут проходить встречи, обсуждения, мастер-классы, где будут звучать голоса писателей и их читателей, стихи и проза, одним словом, будет не просто сохраняться, но и создаваться литературный процесс в республике. 

Можно, конечно, возразить, что не только музейная это функция, есть ведь Союз писателей, Таткнигоиздат, Министерство культуры, и кому, как не им, возрождать, издавать, пропагандировать и создавать новое! Казалось бы, все верно - но верно лишь отчасти. Сотрудничать с этими организациями, взаимодействовать - да. Но ждать, что сохранять и пропагандировать будут только они - по меньшей мере наивно. Оглядываться на других - путь тупиковый, нам самим нужно вести свою деятельность так, будто нет никого больше, а есть только мы и они, наши предшественники, носители прекрасных имен, вверившие нам свое наследие, положившиеся на нас. А еще наши потомки, для которых мы и бережем все это. Они ждут от нас решительных действий, призывают к ответу. Возьмем на себя эту ношу, не испугаемся - и Великие имена оживут. Строчки из хрестоматий, буквы на надгробных камнях превратятся в них, в Богатырей,  и наши современники снова услышат их живое Слово. Ведь забыть кого-то или помнить - только наш выбор, только наше решение, чьё же ещё?

В фокусе - соцреализм
16 февраля 2007 года было подписано Постановление Кабинета Министров РТ "О создании Музея истории татарской литературы с мемориальной квартирой Шарифа Камала".  Будущий музей расположится на двух этажах здания по ул. Островского, 15 - там, где ранее располагался музей Шарифа Камала. Будут сохранены мемориальные комнаты писателя, а остальное здание займет экспозиция, посвященная литературному процессу советского периода ХХ века. Музей станет первым музеем в мире, посвященным литературе периода соцреализма - и первым в мире музеем истории татарской литературы.


Альбина Абсалямова - заведующая Музеем истории татарской литературы с мемориальной квартирой Шарифа Камала (филиала Национального музея РТ)

 

Альбина Абсалямова

Поэт, писатель, общественный деятель. Родилась в 1981 году в Казани. Окончила Казанский государственный финансово-экономический институт. Кандидат экономических наук.

Член союза писателей Республики Татарстан и Союза российских писателей. Лауреат премии "Триумф" (молодежный грант, 2001). Автор сборников стихов "Осколки снов", "Я люблю писать курсивом", "Живая вода", книги "Никогда не угаснет. История жизни и творчества писателя Абдурахмана Абсалямова, рассказанная его внучкой". 

Руководит Творческой группой "Алга!"

События


<< что было раньше